Чему обучают ребёнка в детском саду

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МДОУ "Детский сад № 31 "Капелька" г. Георгиевска"
|
0,2 Мб
Скачать
Автор: МДОУ "Детский сад № 31 "Капелька" г. Георгиевска"

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МДОУ «Детский сад № 31 «Капелька» г. Георгиевска»

Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности   детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:

  • воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
  • создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
  • создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей:

           Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:

  • рабочая программа воспитания,
  • режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,
  • учебный план[1],
  • календарный план воспитательной работы.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы.

В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.

Содержательный раздел Программы включает описание:

  • задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
  • вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
  • особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
  • способов поддержки детской инициативы;
  • особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
  • образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Организационный раздел Программы включает описание:

  • психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы;
  • организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);
  • материально-техническое обеспечение Программы;
  • обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы.

Цели Образовательной Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 1.1.1 ФОП ДО):

1)         обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

2)         охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

3)         приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

4)         обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

5)         создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

6)         объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

7)         формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

8)         формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9)         обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

10)       обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;

11)       достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Ставропольского края.

Основной целью работы является формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих задач:

приобщение к истории возникновения родного города;

знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Ставропольский край; 

формирование представлений о достопримечательностях родного города;

его государственных символах; 

воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;

формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе (округе);

формирование представлений о животном и растительном мире родного края;

Красной книге Ставропольского края; 

ознакомление с картой Ставропольского края (округа, города).

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации: русском языке.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с образовательными программами:

парциальная программа художественно-эстетического развития детей «Цветные ладошки» И.А. Лыкова;

парциальная программа по ознакомлению дошкольников с миром природы «Юный эколог» С.Н.Николаева;

парциальная программа по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Безопасность» под ред.  Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой (реализуется в режимных моментах и через интеграцию с другими образовательными областями);

парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Н.В.Нищева (реализуется в старшем дошкольном возрасте);

авторская программа «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Р.М. Литвинова (реализуется в режимных моментах и через интеграцию с другими образовательными областями);

УМК парциальная программа "Дорогой добра" Л.В. Коломийченко, Г.И. Чугаева.

Возрастные и иные категории воспитанников, на которые ориентирована Программа

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально - коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно - эстетическое развитие;

физическое развитие.

Содержание указанных областей определяется целями и задачами Программы и реализуется в следующих видах деятельности:

игровая деятельность (включая сюжетно - ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру                           с правилами и другие виды игры);

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми                и сверстниками);

познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;

восприятие художественной литературы и фольклора;

трудовая (в помещении и на улице);

конструктивная (конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал);

изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах);

двигательная (овладение основными движениями; активность ребёнка).

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями              и возможностями воспитанника (уровень готовности к усвоению Программы).

Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов:

Воспитатели совместно с узкими специалистами разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент), затем фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса детей, нуждающихся  в индивидуальной образовательной траектории).

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива

с семьями воспитанников

  • основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

единый подход к процессу воспитания ребёнка;

открытость дошкольного учреждения для родителей (законных представителей);

взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей);

уважение и доброжелательность друг к другу;

дифференцированный подход к каждой семье;

равно ответственность родителей и педагогов.

Направления работы:

защита прав ребёнка в семье и детском саду;

воспитание, развитие и оздоровление детей;

детско - родительские отношения;

взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми;

коррекция нарушений в развитии детей;

подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Формы работы:

1.  Педагогический мониторинг

анкетирование родителей (законных представителей)

беседы с родителями (законными представителями)

беседы с детьми о семье

наблюдение за общением родителей (законных представителей) и детей

2.  Педагогическая поддержка

беседы с родителями (законными представителями)

психолого-педагогические тренинги

экскурсии по детскому саду (для вновь поступивших)

дни открытых дверей

показ открытой образовательной деятельности

родительские мастер-классы

проведение совместных детско-родительских мероприятий

3. Педагогическое образование родителей (законных представителей)

консультации

дискуссии

информация на сайте Учреждения

круглые столы

родительские собрания

вечера вопросов и ответов

семинары

показ и обсуждение видеоматериалов

решение проблемных педагогических ситуаций

выпуск газет, информационных плакатов для родителей (законных представителей)

4. Совместная деятельность педагогов и родителей (законных представителей)

проведение совместных праздников и посиделок

оформление совместных с детьми выставок

совместные проекты

семейные конкурсы

совместные социально-значимые акции

совместная трудовая деятельность.

Материально-техническое оснащение Учреждения

соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, соответствует правилам пожарной безопасности и способствует качественной реализации Программы.

Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы

К концу дошкольного возраста:

  • у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества;
  • ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими;
  • ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
  • ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
  • ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности; ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
  • ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
  • ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
  • ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
  • ребёнок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
  • ребёнок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации; ребёнок стремится сохранять позитивную самооценку;
  • ребёнок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;
  • у ребёнка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
  • ребёнок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
  • ребёнок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
  • ребёнок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
  • ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
  • ребёнок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
  • ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
  • ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; строить смысловую картину окружающей реальности, использует основные культурные способы деятельности;
  • ребёнок имеет представление о жизни людей в России, имеет некоторые представления о важных исторических событиях Отечества; имеет представление о многообразии стран и народов мира;
  • ребёнок способен применять в жизненных и игровых ситуациях знания о количестве, форме, величине предметов, пространстве и времени, умения считать, измерять, сравнивать, вычислять и тому подобное;
  • ребёнок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и другое;
  • ребёнок имеет представление о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ; свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе, наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней;
  • ребёнок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства, имеет предпочтения в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;
  • ребёнок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе знакомства с различными видами и жанрами искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;
  • ребёнок владеет умениями, навыками и средствами художественной выразительности в различных видах деятельности и искусства; использует различные технические приемы в свободной художественной деятельности;
  • ребёнок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих работ, тематических композиций к праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;
  • ребёнок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для наиболее точной передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты и композиции, преобразовывать и использовать с учётом игровой ситуации;
  • ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых образов, согласовывает свои интересы с интересами партнеров по игре, управляет персонажами в режиссерской игре;
  • ребёнок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами, к развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;

* ребёнок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению


«Я в мире профессий» программа по дополнительному образованию дошкольников
|
0,4 Мб
Скачать
Автор: Автор-разработчик программы: старший воспитатель Клундук С.П.

Основные цели и задачи  программы "Я в мире профессий" соответствуют Концепции развития дополнительного образования.

Цель Программы: ранняя профессиональная ориентация воспитанников, социализация и адаптация воспитанников к жизни в обществе.

Задачи Программы:

Познакомить воспитанников с профессиями взрослых.

Научить воспитанников элементарным трудовым действиям, изучаемой ими профессии.

Сформировать навыки работы с инструментами, оборудованием изучаемой профессии.

Научить воспитанников правилам техники безопасности трудового процесса.

Дать воспитанникам начальные и максимально разнообразные представления о трудовых действиях профессиональной направленности.

Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с различными профессиями.

Сформировать у воспитанников эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie